Антитеррористическая безопасность образовательных учреждений

Антитеррористическая безопасность образовательных учреждений

Безопасности детей в современных учебных заведениях уделяется особое внимание. И дело не только в возникающих угрозах и меняющихся требованиях действующего законодательства. Обеспечение антитеррористической безопасности в садиках, школах, центрах дополнительной подготовки и пр. – общемировая практика. Такая практика включает меры профилактики и экстренного реагирования.

Большое значение имеет информационная основа антитеррористической безопасности. С одной стороны, речь идет о нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы антитеррора. А с другой, о знаниях, уровне подготовки сотрудников учебного заведения. Взрослые должны не только знать, что делать самим, но и как помочь ученикам в экстренной ситуации.

Соблюдение норм антитеррористической безопасности – это еще и важный репутационный вопрос. Чем лучше организованы меры профилактики, тем выше лояльность со стороны родителей, попечительского совета и контролирующих структур.

С чего начинается безопасность?

Антитеррористическая безопасность образовательных учрежденийЗакон по антитеррору устанавливает определенные требования для разных сфер и объектов. Для образовательных учреждений обязательным является обеспечение безопасности всеми доступными способами. Во-первых, школы и садики не могут работать без физической охраны, которая может быть вневедомственной или частной.

Также обеспечиваются технические меры безопасности: устанавливаются современные двери, остекление, системы видеонаблюдения, пожаротушения и пожарной сигнализации. Контроль состояния окружающей среды и радиационного фона на объекте тоже входит в профилактические меры в рамках антитеррора.

Еще одно важное направление – обучение сотрудников и учащихся правилам поведения в экстренных ситуациях. К реализации мероприятий по гражданской обороне могут привлекаться профильные специалисты.

В комплекс мер по обеспечению безопасности входит и противодействие терроризму, экстремизму в информационном пространстве.

Актуальные требования для образовательных учреждений

Перечень требований по антитеррористической безопасности не является закрытым. Он периодически пересматривается с учетом ситуации в мире, стране, регионе. Одни из ключевых изменений были приняты в 2019 году. Именно тогда Постановлением № 1006 была введена классификация образовательных учреждений по категории опасности.

При классификации учитываются такие факторы, как:

  1. Численность населения в населенном пункте.
  2. Количество потенциальных жертв.
  3. Фиксация террористических актов в течение года в регионе, где находится садик, школа, техникум, колледж, институт и т. д.

Если прогнозируемое количество жертв меньше сотни, а также если в регионе не зафиксированы террористические акты, образовательное учреждение относят к четверной, наиболее безопасной категории. Стоит отметить, что в подавляющем большинстве школ, садиков и тем более средних специальных, высших учебных заведений ежедневно находится больше 100 человек. Соответственно, им присваивается третья, вторая или первая категория риска с учетом факторов, упомянутых выше.

Базовые требования законодательства по антитеррору одинаковые для школ, садиков и вузов всех категорий риска. Но чем риск выше, тем больше внимания должно уделяться организации, обеспечению антитеррористической безопасности. Так, например, в школе четвертой категории можно обойтись охраной, заключив договор с ЧОПом, пропускным режимом, планами эвакуации, сигнализацией, тревожными кнопками. Если риск выше, придется устанавливать рамки-металлоискатели, нанимать вооруженную охрану, организовывать и проводить антитеррористические учения. Первая категория риска предусматривает дополнительные меры охраны территории учебного заведения. Например, на въезде в школу могут устанавливаться противотаранные устройства, средства снижения скорости.

На момент публикации этой статьи последние изменения и дополнения в Постановление № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ…» были внесены 05.03.2022. Они коснулись категорирования объектов и паспорта безопасности.

Важно! Ответственность за антитеррористическую безопасность несет руководитель учебного заведения. А мониторинг применяемых мер для ее обеспечения лежит на специальной комиссии. В нее могут входить разные специалисты, назначенные руководителем учебного заведения: от электрика и механика до начальника штаба ГО и заместителей директора.

Исполнение требований

С решением административных задач все понятно: есть ответственные лица из числа сотрудников учебного заведения, с них и спрос. Что касается исполнения требований закона по антитеррору и инструкций, разработанных упомянутой выше комиссией, возможны варианты. Безопасность учебного заведения может осуществляться подразделениями Росгвардии, включая военизированные и сторожевые, а также сотрудниками ЧОО. Рассмотрим привлечение профильной организации к обеспечению антитеррористической безопасности.

Сотрудничество с ЧОПом имеет ряд преимуществ, причем как организационных, так и правовых, финансовых. Начнем с последних. Одно дело оплачивать услуги охраны и совсем другое – формировать и содержать собственную службу безопасности.

Что касается реализации профилактических мер по антитеррору, за результат отвечает исполнитель. И если это охранная организация с безупречной репутацией, профессиональными кадрами, волноваться руководству учебного заведения, учащимся и родителям не о чем.

Что делает ЧОП

Антитеррористическая безопасность образовательных учрежденийЧто делает ЧОП в школе, детском саду или колледже? Во-первых, решает организационные задачи: проводит необходимую аналитику, осмотр объекта, разработку системы безопасности. Задача охранного предприятия на этом этапе – предложить эффективную схему обеспечения антитеррористической безопасности. Эта схема должна соответствовать нормативным требованиям и учитывать особенности объекта (территорию, архитектуру, человекопоток, график работы и многое другое).

Во-вторых, ЧОП решает режимные задачи. Первая и одна из главных – организация и реализация пропускного режима. Специфика последнего зависит от категории риска, присвоенной объекту.

В-третьих, обеспечивается физическая охрана. Сотрудники ЧОПа могут патрулировать территорию, осматривать помещения для обнаружения подозрительных предметов, проверять поступившие от третьих лиц сигналы о потенциальной опасности.

Техническая охрана, услуги которой тоже может оказывать ЧОП, работает вместе с физической. Системы слежения и контроля в школах и других учебных заведениях давно никого не удивляют. Но стоит отметить, что они могут быть разными. Система видеонаблюдения, которая контролирует только вход / выход, формально соответствует требованиям антитеррористического закона, а фактически эффективной не является. Другое дело – комплексная система технической безопасности с контролем периметра, всех входов и выходов, подсобных помещений и так называемых слепых зон.

Кроме превентивных мер, охранная организация реализует экстренные мероприятия, включая эвакуацию детей и персонала при поступлении тревожного сигнала (звонок о минировании и т. п.). Также специалисты ЧОО могут принимать участие в проведении инструктажей и учений для сотрудников и детей (если это предусмотрено договором). Предупреждение, пресечение противоправных действий на территории учебного заведения тоже осуществляется силами частного охранного предприятия.

Антитеррористическая безопасность не пустая формальность. Ее обеспечение необходимо доверять специалистам. И важно понимать, что в любом учебном заведении, даже если оно относится к «безопасной» четвертой категории, сторож или дворник, слесарь или водитель не заменят профессиональную охрану.

Комментарии

  • Ирина написал:

    Вчера в школе 21 города Тюмени столкнулись с хамством охранницы, никакого воспитания, мы пришли забрать ребенка из школы, Сотрудник охраны «Наш город» как овчарка давай орать это вам не зал ожидания и на улице не зима, на минуточку дочь на 40 недели беременности и пришла за ребенком! кто такая сотрудник охраны, которая даже отказалась назвать свою Фамилию, кто дал ей право хамить людям? прошу руководителя данного предприятия связаться со мной!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *