Безопасности детей в современных учебных заведениях уделяется особое внимание. И дело не только в возникающих угрозах и меняющихся требованиях действующего законодательства. Обеспечение антитеррористической безопасности в садиках, школах, центрах дополнительной подготовки и пр. – общемировая практика. Такая практика включает меры профилактики и экстренного реагирования.
Большое значение имеет информационная основа антитеррористической безопасности. С одной стороны, речь идет о нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы антитеррора. А с другой, о знаниях, уровне подготовки сотрудников учебного заведения. Взрослые должны не только знать, что делать самим, но и как помочь ученикам в экстренной ситуации.
Соблюдение норм антитеррористической безопасности – это еще и важный репутационный вопрос. Чем лучше организованы меры профилактики, тем выше лояльность со стороны родителей, попечительского совета и контролирующих структур.
С чего начинается безопасность?
Закон по антитеррору устанавливает определенные требования для разных сфер и объектов. Для образовательных учреждений обязательным является обеспечение безопасности всеми доступными способами. Во-первых, школы и садики не могут работать без физической охраны, которая может быть вневедомственной или частной.
Также обеспечиваются технические меры безопасности: устанавливаются современные двери, остекление, системы видеонаблюдения, пожаротушения и пожарной сигнализации. Контроль состояния окружающей среды и радиационного фона на объекте тоже входит в профилактические меры в рамках антитеррора.
Еще одно важное направление – обучение сотрудников и учащихся правилам поведения в экстренных ситуациях. К реализации мероприятий по гражданской обороне могут привлекаться профильные специалисты.
В комплекс мер по обеспечению безопасности входит и противодействие терроризму, экстремизму в информационном пространстве.
Актуальные требования для образовательных учреждений
Перечень требований по антитеррористической безопасности не является закрытым. Он периодически пересматривается с учетом ситуации в мире, стране, регионе. Одни из ключевых изменений были приняты в 2019 году. Именно тогда Постановлением № 1006 была введена классификация образовательных учреждений по категории опасности.
При классификации учитываются такие факторы, как:
- Численность населения в населенном пункте.
- Количество потенциальных жертв.
- Фиксация террористических актов в течение года в регионе, где находится садик, школа, техникум, колледж, институт и т. д.
Если прогнозируемое количество жертв меньше сотни, а также если в регионе не зафиксированы террористические акты, образовательное учреждение относят к четверной, наиболее безопасной категории. Стоит отметить, что в подавляющем большинстве школ, садиков и тем более средних специальных, высших учебных заведений ежедневно находится больше 100 человек. Соответственно, им присваивается третья, вторая или первая категория риска с учетом факторов, упомянутых выше.
Базовые требования законодательства по антитеррору одинаковые для школ, садиков и вузов всех категорий риска. Но чем риск выше, тем больше внимания должно уделяться организации, обеспечению антитеррористической безопасности. Так, например, в школе четвертой категории можно обойтись охраной, заключив договор с ЧОПом, пропускным режимом, планами эвакуации, сигнализацией, тревожными кнопками. Если риск выше, придется устанавливать рамки-металлоискатели, нанимать вооруженную охрану, организовывать и проводить антитеррористические учения. Первая категория риска предусматривает дополнительные меры охраны территории учебного заведения. Например, на въезде в школу могут устанавливаться противотаранные устройства, средства снижения скорости.
На момент публикации этой статьи последние изменения и дополнения в Постановление № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ…» были внесены 05.03.2022. Они коснулись категорирования объектов и паспорта безопасности.
Важно! Ответственность за антитеррористическую безопасность несет руководитель учебного заведения. А мониторинг применяемых мер для ее обеспечения лежит на специальной комиссии. В нее могут входить разные специалисты, назначенные руководителем учебного заведения: от электрика и механика до начальника штаба ГО и заместителей директора.
Исполнение требований
С решением административных задач все понятно: есть ответственные лица из числа сотрудников учебного заведения, с них и спрос. Что касается исполнения требований закона по антитеррору и инструкций, разработанных упомянутой выше комиссией, возможны варианты. Безопасность учебного заведения может осуществляться подразделениями Росгвардии, включая военизированные и сторожевые, а также сотрудниками ЧОО. Рассмотрим привлечение профильной организации к обеспечению антитеррористической безопасности.
Сотрудничество с ЧОПом имеет ряд преимуществ, причем как организационных, так и правовых, финансовых. Начнем с последних. Одно дело оплачивать услуги охраны и совсем другое – формировать и содержать собственную службу безопасности.
Что касается реализации профилактических мер по антитеррору, за результат отвечает исполнитель. И если это охранная организация с безупречной репутацией, профессиональными кадрами, волноваться руководству учебного заведения, учащимся и родителям не о чем.
Что делает ЧОП
Что делает ЧОП в школе, детском саду или колледже? Во-первых, решает организационные задачи: проводит необходимую аналитику, осмотр объекта, разработку системы безопасности. Задача охранного предприятия на этом этапе – предложить эффективную схему обеспечения антитеррористической безопасности. Эта схема должна соответствовать нормативным требованиям и учитывать особенности объекта (территорию, архитектуру, человекопоток, график работы и многое другое).
Во-вторых, ЧОП решает режимные задачи. Первая и одна из главных – организация и реализация пропускного режима. Специфика последнего зависит от категории риска, присвоенной объекту.
В-третьих, обеспечивается физическая охрана. Сотрудники ЧОПа могут патрулировать территорию, осматривать помещения для обнаружения подозрительных предметов, проверять поступившие от третьих лиц сигналы о потенциальной опасности.
Техническая охрана, услуги которой тоже может оказывать ЧОП, работает вместе с физической. Системы слежения и контроля в школах и других учебных заведениях давно никого не удивляют. Но стоит отметить, что они могут быть разными. Система видеонаблюдения, которая контролирует только вход / выход, формально соответствует требованиям антитеррористического закона, а фактически эффективной не является. Другое дело – комплексная система технической безопасности с контролем периметра, всех входов и выходов, подсобных помещений и так называемых слепых зон.
Кроме превентивных мер, охранная организация реализует экстренные мероприятия, включая эвакуацию детей и персонала при поступлении тревожного сигнала (звонок о минировании и т. п.). Также специалисты ЧОО могут принимать участие в проведении инструктажей и учений для сотрудников и детей (если это предусмотрено договором). Предупреждение, пресечение противоправных действий на территории учебного заведения тоже осуществляется силами частного охранного предприятия.
Антитеррористическая безопасность не пустая формальность. Ее обеспечение необходимо доверять специалистам. И важно понимать, что в любом учебном заведении, даже если оно относится к «безопасной» четвертой категории, сторож или дворник, слесарь или водитель не заменят профессиональную охрану.
Аноним написал:
Благодарю за предоставленные данные.
Ирина написал:
Вчера в школе 21 города Тюмени столкнулись с хамством охранницы, никакого воспитания, мы пришли забрать ребенка из школы, Сотрудник охраны «Наш город» как овчарка давай орать это вам не зал ожидания и на улице не зима, на минуточку дочь на 40 недели беременности и пришла за ребенком! кто такая сотрудник охраны, которая даже отказалась назвать свою Фамилию, кто дал ей право хамить людям? прошу руководителя данного предприятия связаться со мной!